ОНАТ

Встреча через 25 лет после окончания института связи выпускников РС и РВ 1980 года

Не дано человеку выбирать своих родителей. Да и вообще в раннем возрасте за каждого человека принимают решения все кто угодно, но только не он сам. Но с каждым годом, шаг за шагом, каждая личность пытается отстаивать свое право право на собственный выбор, вступая подчас для этого в конфликты с другими. Обычно к возрасту 13-16 лет каждый считает себя вполне сформировавшейся личностью, способной покорить весь мир, и ничуть не сомневается, что право выбора за ним самим. А тут вскоре заканчивается учеба в школе и карты в руки - нужно определяться в этой жизни.

В каждую эпоху были свои престижные и свои непрестижные профессии и специальности. Нельзя однозначно спрогнозировать, какая профессия будет пользоваться популярностью и всенародной любовью в будущем. Общие закономерности уловить конечно можно: если происходит какой-либо прорыв в технике или в общественных отношениях, то особо модными и востребованными становятся вновь появившиеся профессии, а если престиж новой профессии еще и подкреплен материально, как это довольно часто бывает, то популярность ей обеспечена.

Так было с профессией водителя после массового появления автомобилей, летчиков - после массового появления самолетов. Свою ложку дегтя вносили и средства массовой информации, пропогандируя профессии, нужные для народного хозяйства. Некоторые профессии, такие как медики, юристы, менеджеры, ученые пользуются устойчивой популярностью во все времена, невзирая на иногда мизерную зарплату, испытывая в общем то незначительные флуктуации спроса.

В передовых странах типа США в 30-40 годы теперь уже прошлого столетия бурно развивались области науки и техники, вызванные к жизни открытиями и изобретениями конца 19-го начала - 20-го века в области электро, радиотехники и связи. В нашей стране массовое развитие проводной и радиосвязи, телевидения произошло чуть позже - в 60-70 годы, по причине отвлечения на 2-ую мировую войну и последующее восстановление промышленности.

Профессии, связанные с радио, были довольно популярными в 60-70 годы. Радиолюбитель - отлично, радиохулиган - тоже неплохо, телемастера можно было приравнять к Герою Совеского Союза по возможности получения остродефицитных товаров, ведь в каждом магазине у него был знакомый, который мог подкинуть ему "дефицит" в обмен на возможность быстрого ремонта телевизора, который очень часто ломался. Ну а люди, чьи имена мелькали в титрах на телевидении были просто знамениты (вспомните "Москва слезам не верит").

Специальность РС и РВ в институтах связи, а их тогда было 7 на весь СССР, пользовалась наибольшей популярностью, что давало возможность отбора лучших. Конечно, в МВТУ им. Баумана и МГИМО конкурс был на порядок выше, но это ведь, согласитесь, совершенно отдельные случаи. И все это не взирая на то, что практически все абитуриенты знали, что зарплата инженера 120-130 рублей, а применить свои знания в быту можно только в ограниченном обьеме. Строитель может построить себе дом (может быть даже из сэкономленых на стройке материалов), медик - вылечить всех родных, железнодорожник - обеспечить нужных людей билетами, да еще и прокатиться в противоположный конец страны бесплатно. В профессии связиста, как впрочем и у геологов и некоторых других было больше энтузиазма и кича, чем реальной пользы для себя и родных.

Мы с вами, выпускники факультета радиосвязи и радиовещания 1980 года пришли в Одесский электротехнический институт связи им. А.С. Попова именно в это славное время, когда казалось, что как раз ко времени выпуска из института в стране наступит, как нам и обещали, коммунизм, и вообще все будет по высшему классу. Требования к абитуриентам были сравнительно высокими: четыре экзамена - математика устно и письменно, физика и сочинение на русском или украинском языке на выбор. Сейчас такой набор кажется довольно тяжелым. Отрадно то, что коррупция в те далекие времена в ОЭИС практически отсутствовала. Поступали те, кто сдал вступительные экзамены.

Несмотря на высокую загруженность учебного плана и общественную работу, без которой, как мы увидели сейчас, вполне можно обойтись, учиться было интересно. Может этому способствовало то, что читали лекции и вели занятия у нас преподаватели очень высокого класса, такие как Поддубный, Иванова, Зюко, Сорензон, Воробиенко, Захарин, Коломийчук, Черенков. Благодаря высокому преподавательскому мастерству они довольно легко вливали нам в головы огромный обьем информации. Глядя на улыбку профессора Зюко, можно было понять, какого высокого уровня достиг этот человек и какой вклад сделал в науку. Это был ученый мирового уровня.

Перевальным этапом у студентов считался третий курс, после которого, как говорили, уже можно и жениться. В каждом институте есть свой Рубикон - в основном в технических вузах это сопромат. У нас это была техническая электродинамика (ТЭД). Немалое место занимала спецподготовка. Особенно памятна строгость и непробиваемость майора Чекина (студент Петров к стрельбе готов) и трудолюбие и требовательность майора и впоследствии подполковника Прохоренко (буквопечатающую связь давай). Самым демократичным был капитан Васильченко.

Даже в те коммунистические времена институт связи был сравнительно бедным. Общежитие предоставлялось не всем, а только тем, кто набрал за предыдущий год учебы наибольшее количество баллов в своей группе. Основной вклад в копилку баллов давала учеба, но учитывалось все: комсомольская и общественная работа, народная дружина. Среди факультета также велось соревнование. Так группа, занявшая первое место, получала места в общежитии для всех, группа, занявшая последнее место получала очень мало мест. Немаловажную роль играл студсовет и общественный деканат. И конечно тогда на высоте была комсомольская работа.

Стройотряды института связи были очень авторитетны. Преимущественное большинство из них работало по специальности, беря подряд на выполнение комплекса работ по строительству линейно-кабельных сооружений для АТС поселка, деревни, межстанционных линий связи. За сезон так называемой производственной практики получалось закончить один или два таких обьекта, получая при этом полезные навыки в отрасли связи и значительно укрепляя свое материальное положение. География стройотрядов была широчайшая - Чукотка, Забайкалье, Новосибирск, Западная Сибирь, нечерноземная зона России, Украина. Следует сказать, что в стройотряды отбирали тех, кто учился положительно, обладал нужными физическими данными, работоспособностью и выносливостью, потому что работать приходилось практически полный световой день. В то время стройотрядовцам предоставлялись некоторые преференции, например отсутствовал подоходный налог (если мне не изменяет память).

Распределение молодых специалистов после окончания института также было справедливым. Был вывешен список претендентов в последовательности набранных за годы учебы баллов и список рабочих мест. Каждый выбирал себе какое-то основное место работы и одно-два запасных, на тот случай, если кто-то впереди стоящий заберет твое место. Кроме того в институт приезжали рекрутеры, называемые в те времена покупателями, которые пытались сагитировать работников в отдаленные места. Значительную часть выпускников забирали служить в ПВО, морфлот, КГБ. Нужно было после окончания института обязательно отработать 3 года, и только после этого разрешалось свободное трудоустройство.

Многое в нашей тогдашней жизни с высоты прожитых лет и полученного опыта выглядит наивным, но несомненно одно - учебе мы отдали свои лучшие годы, взамен получив диплом о высшем образовании и неплохую специальность, которая ценилась не только в отрасли связи. Почему я поступил учиться в институт связи? Ответ у каждого на этот вопрос будет свой, но результат один - все мы выпускники факультета РС и РВ ОЭИС 1980 года. Пусть сейчас не все из нас работают именно в отрасли связи, но все мы остаемся информационно связанными между собой теми узами, которые возникают вследствие длительного совместного посещения лекций, выполнения практических, лабораторных и курсовых работ, работы в стройотрядах, проживания в общежитии, участия в общественной работе и просто общения между собой. И когда происходят встречи выпускников, как это было 25 июня 2005 года, когда мы отметили 25-летие окончания института (какое совпадение чисел!), происходит многократное усиление взаимопроникающих когерентных информационных полей, наработанных каждым за 5 лет учебы, возможно самых лучших лет нашей жизни, которое и дает то чувство эйфории, которое говорит о том, что встреча действительно была нужна и к тому же она удалась.


Герасименко Г.И.
1 июля 2005 года,
г. Луганск

25.06.05