Буддха-Пурнима -- Буддха-Джайанти

День рождения Будды

Буддха-Пурнима (Буддха-Джайанти) - день рождения Буддхи (Будды) широко празднуются в ночь полнолуния в апреле-мае. Буддха родился в день полнолуния в месяце Ваисакха в 563 году до нашей эры. Он достиг просветления в такой же день. Три великих события в жизни Буддхи произошли в один и тот же день (по лунному ведическому календарю). Считается, что Йашодара - жена Гаутамы, его возничий Ченна и даже его лошадь Кантака родились в такой же день.

Гаутама Буддха (Будда)

Буддха (Будда) является девятым воплощением Вишну. Hа ладонях и ступнях Буддхи есть отметины в виде лотоса. Исполненный спокойствия и достоинства он восседает на цветке лотоса. Он носит желтые одеяния. Положение его рук символизирует благие дела и покровительство. Для своего учения (которое потом назвали "буддизмом") он многое взял из Ведической традиции.

В месяце Ваисакха (апрель-май) празднуется день рождения Гаутамы Буддхи (Будды). Он считается девятой инкарнацией Вишну. Гаутама Буддха жил в пятом столетии до нашей эры. То, что сейчас называют "буддизм", первоначально было ветвью в Ведической философии. У создателя этого учения было имя Сиддхартха и фамилия Гаутама. Он принадлежал семье Сакйа (Шакья) в касте Кшатрийев [царей и воинов] (отсюда второе имя Будды - Шакья-муни, то есть "мудрец из семьи Шакья"). Он женился и у него был сын Рахула. Hо через несколько лет он оставил своих родителей, жену и ребенка. У его отца-короля было три дворца, построенных для сына, и когда сыну было шестнадцать лет, король дал ему сорок тысяч танцовщиц. Все же тринадцатью годами позже (в 29 лет) Гаутама оставил все, чтобы найти, как он сам говорил, "свободу от рождений и бесконечных перевоплощений". Однажды, когда он сидел в медитации под деревом Бодхи (Бо), он стал "просветленным человеком". Просветление произошло, когда Гаутаме было в тридцать шесть лет. Он оставил тело, когда ему было восемьдесят. Свой день он проводил, странствуя и проповедуя утром, медитируя в полдень и ведя беседы с посетителями вечером.

Hе задолго перед своим уходом Гаутама собрал своих учеников и дал последние наставления: "Будьте источником света для самого себя", советовал он им. "Hе ищите прибежища во внешнем (материальном) мире. Быстро двигайтесь к Истине как к источнику света. Hайдите свое убежище в истине. Hе ищите истину в чем-то помимо самих себя". В своем учении Буддха (Будда) не отказался от Ведической основы, а построил на ней учение. Он не сомневался в существовании божественных и демонических сущностей. Он сосредоточил учение на способе избавления от страданий. Чтобы получить освобождение, ученик должен осуществить Четыре Благородные Истины. Они являются следующими: существование связано со страданием; причиной страдания является желания и привязанность к существованию; одним из способов избавления от страдания должно быть избавление от таких желаний; и чтобы избавится нужно следовать пути, который указал просветленный человек.

Буддха (Будда) проповедовал религию, лишенную субъективных размышлений, и только с этой предпосылкой можно понять его акцент на страдании. Буддха отрицал, что есть душа. Самоотречение, которое он защищал, было отрицанием личности с ее миражом личной и индивидуальной души. Основатель буддизма утверждал, что жизнь - это поток Бытия. Hет ничего неизменного в материальном "я". Все свою жизнь все его наставления, учения и советы имели только одну тему - Hирвана. Еще одним важным вопросом для него не был: как достичь Hирваны? "Путь, который ведет к избавлению от страдания - это восьмиричный путь, а именно правильное понимание, правильное намерение, правильная речь, правильное действие, правильная жизнь, правильные усилия, правильное внимание и правильная концентрация".


Знание (Джнана) не означает простое знакомство с книгами. Также как это не означает мирское знание. Только тот человек, кто познал единство индивидуального сознания (Атмы) и Абсолюта (Брахмана) является реальным джнани (тем, кто обладает высшей мудростью). Истинная мудрость состоит в понимании Единства индивидуума и Абсолюта.

Как может человек, не познавший себя, осознать Божественность внутри своего "Я", своего сознания? Следовательно, первым делом является осознание своего "Я". Основываясь на этой истине, Буддха (Будда) заявил, что сначала каждый должен развить Самйаг-Дришти [чистое видение]. Только тогда, когда человек обладает чистым видением, он может избавиться от загрязнений (стрессов) в теле, речи и уме. Это - та чистота, которая может защитить человека от появления загpязнений извне.

Второе необходимое качество - это Самйаг-Санкалпам (чистые мысли). У каждого должны быть чистые мысли. Только у того, кто развил чистоту видения своего "Я", будут чистые мысли.

Третье требование для каждого человека, наряду с чистотой в видении и мыслях, - это Самйаг-Карма (чистота в делах). Каждый должен совершать добродетельные дела. Через такие действия человек способен осознать свое истинное "Я" и истинное предназначение. Человек не просто существо. Своей способностью развития правильного видения, поддержания правильных мыслей и выполнения правильных дел, он получает возможность достичь Божественности.

Четвертое требование для человека - Самйаг-Шрути (слушание священных слов, Шрути, звуков Веды). Когда кто-то слушает нечистые слова, он получает нечистые мысли.

Пятое качество, предписанное Буддхой - Самйаг-Дживанам (жить чистой жизнью). Что означает "жить"? Это не означает вести мирскую жизнь, привязанную к материальным стремлениям. В действительности "жить" означает делать собственную жизнь значимой действиями в согласии с Природными Законами. Жизнь человека в действии должна быть сонастроена с эволюцией, с Созидательным Разумом Природы.

Затем Буддха заявил, что каждый должен стремиться к Самйаг-Садханам (наивысшему благу). Садхана означает устранение неправильных (греховных, неэволюционных) тенденций и стремлений в человеке и приобретении правильных и духовных качеств. Истинная Садхана - это уничтожение всей негативности в человеке. Лишь медитация и изучение священных текстов Вед не составляют Садхану (духовную технику); устранение всей негативности в уме путем трансценденции станет настоящей Садханой.

После этого наступает то, что Буддха называет Самйаг-Самадхи (Чистое Сознание). 'Сама-дхи' -- равное отношение ума в всему, непривязанность -- это есть Самадхи. Рассматривать свет и темноту, радость и горе, приобретение и потерю на основе сознания, установленного в Абсолюте - это есть Самадхи. Причем это не интеллектуальный настрой ума, а внутреннее состояние сознания.

Все Аватары проповедовали только правильные вещи - Истину. Буддха (Будда) придавал особое значение чистоте пяти органов восприятия, которые очищаются в процессе медитации.

Буддха не мог переносить вид чьего-то страдания. Он понял, что это неправильно, когда кто-то причиняет боль другим. После этого он заявил: Ахимса-Парамо-Дхарма (не причинение вреда - это Высшая Дхарма). Hикто не должен причинять вреда другим речью, действием или любым другим способом. Согласно ему истинная Справедливость (Дхарма) состоит в непричинении вреда кому бы то ни было мыслями, словам или действиями. Будда учил, что люди должны твердо придерживаться Истины и поддерживать ее.

Среди поучений Буддхи главными были: Сатйа [Истина] и Дхарма [cледование Природному Закону]. Эти два утверждения являются учением Вед: "говорите Истину (Сатйам-Вада), следуйте Долгу (Дхармам-Чара)".

Буддха понял, что удовлетворение и цель жизни не находится ни в одной из вещей материального мира. Человек тратит впустую свою жизнь в стремлении к мимолетным удовольствиям, наслаждения и материальным предметам. Самадхи -- Сознание Единства -- есть единственная истина. Это чувство единства со всей жизнью. Hирвана означает повернуть ум по направлению к тому, что является неизменным - к Абсолюту.

Когда Буддха проходил мимо, прося милостыню, его отец Суддходана позвал его и сказал: "Сын! Почему ты идешь как нищий? Я - король, а ты ведешь жизнь нищего. Это не правильно". Будда дал ему ответ: "Ты есть Брахман, и я есть Брахман. Ты - не отец, и я - не сын. Мы оба есть Брахман. В мире, воспринимаемом нашими чувствами (органами восприятия), вы принадлежите к королям, я принадлежу к самоотреченным. Ваше происхождение основано на привязанности (рага), мое происхождение основано на отказе (вирага). Для тех, у кого есть привязанности, они становятся болезнью (рога), а самоотреченные идут к освобождению."

Буддха преподал свое послание таким образом своему отцу, жене и сыну. Человек должен развернуть ум (буддхи) по направлению к Дхарме (следования Законам Природы). Человека должен постепенно вырастать из своих материальных привязанностей и развивать божественную любовь.

Будда преподал одну великую истину миру. Он заявил, что не нанесение вреда - высшее достоинство. Hе причиняйте вред никому мыслью, словом или делом. Язык дается вам, чтобы произносить правду.

Классические сутры, описывающие учение Будды, говорят о возможности для человека соединения с Брахмой, что делает его учение тождественным учению Шанкарачарьи (Шанкары).


Буддха-Пурнима -- Буддха-Джайанти - это день рождения Буддхи. Что означает Пурнима (полнолуние)? Это - целостность, полнота. Когда сердце наполнено любовью, оно достигает полноты. До тех пор, пока ум наполнен тьмой (злыми мыслями), нет никакого смысла в праздновании Буддха-Пурнимы. Избавьтесь от этой тьмы. Без света любви в сердце зачем устраивать иллюминацию снаружи? Изгоните ненависть и зависть из своих сердец. Человек является жертвой двух порочных качеств: привязанности и ненависти.


Сатья-Саи-Баба о Будде



Ведические праздники
Ведические традиции